Абрамовский «тройник» и пляж КГБ – Северные Новости

16+

Абрамовский «тройник» и пляж КГБ

Абрамовский «тройник» и пляж КГБ

Ровно десять лет назад случилась моя первая командировка в Онежский район. От той поездки остались в памяти дважды пробитое колесо у внедорожника председателя рыболовецкого колхоза, дорога в ямах, как после ковровой бомбардировки, изумительные пейзажи, замечательные люди и ощущение опрятной нищеты. И вот недавно снова довелось побывать в Онеге, да ещё и проехаться по левому берегу, куда раньше не попадал. Только слышал. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.

Онежским кровососам репеллент не помеха

Дорога в этот раз (15-17 июня) порадовала. Не сказать, что сильно, но всё-таки. Из Архангельска до Онеги добрались за три с половиной часа. Совсем уж убитых участков не было, а на нескольких очевидно ощущалось недавнее присутствие грейдера. Проскочили двести километров без остановок, потому как останавливаться оказалось чревато. Один раз попробовали, но тут же откуда ни возьмись налетела туча голодных кровососов. Даже распылённое средство их атаку не остановило. Пришлось срочно ретироваться в авто.

Вечерняя полупустая Онега. Редкие парочки-троечки фланируют по улицам прогулочным шагом. Ощущение опрятности в городе сохранилось, и уже не нищеты… Бедности. И его не скрашивают даже видимые то тут, то там индивидуальные стройплощадки, редкие груды стройматериалов у заборов.

Вдоль дороги на приличном расстоянии тянется узкая лента нового тротуара. С фонарями. Онежане говорят, что это гордость местной администрации. Эталон благоустройства. Но проплешины в сорной растительности, ямы, комковатый грунт там, где что-то пытались ровнять ковшом экскаватора, создают впечатление скудности. Либо воображения у онежских чиновников. Либо бюджета.

Если асфальт на главной магистрали города, проспекте Ленина, ещё можно назвать относительно ровным, то по перпендикулярным улицам нужно ехать осторожно. Благо, ночи белые, издалека видны опасные колдобины.

Жирная точка притяжения

Свернуть нужно было, чтобы взглянуть на одну из достопримечательностей Онеги, которая вполне могла бы стать жирной точкой притяжения инвестиций, туризма, спортивной индустрии. Речь идёт о Дворце спорта для детей и юношества.

Cпорткомплекс был построен в 1977 году. Строили его как базу для подготовки сборных команд российских лыжников и биатлонистов. Поэтому дворцом это типичное трёхэтажное здание назвать трудно. И если когда-то оно, возможно, и соответствовало представлению советских людей о том, в каких условиях должны готовиться спортсмены олимпийской сборной, то нынче, конечно, уровень комфорта явно недотягивает. Тем более оптимизации разные уровень этот сильно понизили.

Расположен комплекс на горе, которая называется «Молодежная». Доехать из города можно, сделав крюк, через железнодорожный переезд. Или, перейдя через пути, подняться по деревянной лестнице. Здесь проложено несколько лыжных трасс разной протяженности с подъемами и спусками, слаломная трасса. Которые понемногу зарастают кустарником и мелколесьем.

Но любителей и профессионалов, несмотря на ни на что, сюда всё равно влечёт. Правда, в последние годы всё меньше. Чем же так хороша Молодёжка? Уникальным рельефом местности. Про СССР можно говорить всё, что угодно, но в стране для подготовки олимпийцев места выбирали с умом.

Лыжные трассы онежской базы обладают перепадом высот, соответствующим любым международным требованиям. Слаломная трасса всего метров 50 не дотягивает до норматива. Пресловутая Малиновка может нервно кашлять в сторонке. Вот только в Устьянском районе есть УЛК и господин Буторин, а в Онежском — всего лишь филиал международного холдинга «Segezha Group». А он хоть и заявляет о себе как о крупнейшем лесопользователе в европейской части России, но в район Онежский практически не вкладывается.

И тут вопросы, в первую очередь, к муниципальной, в чьей собственности находится спорткомплекс, и к областной властям. Надо бы пристальное внимание обратить на это, как любил говорить один руководитель, «самим Богом данное место». Ведь тут не только спортивная база, которая срочно нуждается в том, чтобы её привели в порядок, но и благоприятное сочетание климатических, природных и историко-культурных преимуществ.

Хвойные леса, близкий берег моря, уникальный микроклимат и туристический потенциал вполне себе могут стать привлекательными для туристов и инвесторов. А с учётом обещанной президентом дороги на Онегу, планах областного правительства кинуть через реку понтонный мост, с перспективой продолжения автодороги до Карелии, так вообще светлое будущее район ожидает. Хочется верить…

Маршрут пользуется популярностью

Рано утром на поезде отправились мы в Малошуйку. Состав минимальный — локомотив и один вагон. Ходит через день. Утром туда, вечером — обратно. Популярностью пользуется. Свободных кресел ни в том, ни в другом направлении почти не было.

Цель нашей поездки в Малошуйку — свалка на окраине посёлка, рядом с кладбищем и недалеко от побережья Белого моря. «Северные новости» о результатах посещения малошуйской помойки, которая в администрации значится как площадка временного накопления (ПВН), уже писали. Сейчас же хочется рассказать о встречах с двумя замечательными людьми и посещении двух объектов.

Пляж делаю уже 42 года

Вот уже сорок два года Геннадий Борисович Козлов, КГБ, как он себя для краткости называет, обустраивает пляж на берегу озера. Практически один. Озеро Островье (официальное название) разделено на несколько, и одно из них в честь деда Геннадия Борисовича в народе называют Козловым.

Дорогой то, что ведёт к Козлову озеру, можно считать разве что условно, хотя на карте ниточка обозначена. Идёт она как раз через малошуйскую свалку. Колея, рытвины да колдобины — по такой проехать можно разве что на крутом внедорожнике или на нашем уазике. Мы ехали на грузовом уазике Геннадия Козлова. В кабине на ухабах мотало нещадно, не представляю даже, как мой спутник из кузова не вылетел. Но добрались. И оно того стоило.

Великолепный чистейший песчаный пляж. Прозрачная вода лесного озера. Оборудованные площадки для пляжного волейбола и пляжного же футбола. Детский городок. Стационарные места для пикника с навесами от дождя и солнца. Два трамплина для прыжков в воду. И тишина… тишина…

— Я считаю, что это лучший пляж в районе. А может и в области. Все, кто приезжает сюда издалека, удивляются. Такого увидеть никак не ожидали. Уже 42 года как я начал его делать. С нуля. Не было тут ничего. Даже дороги. Вот так каждый год пляж благоустраиваю, то одно подделаю, то другое.

Не для себя. Для людей

Дата начала обустройства пляжа КГБ — 25 июля 1979 года. И с тех пор Геннадий Борисович возит сюда доски, брус, железные конструкции, списанные и выброшенные за ненадобностью. Сам сварщик, всё что нужно разрежет и как надо сварит. Договаривается с трактористами, чтобы там подровняли, тут подчистили. Время от времени латает подручными средствами дорогу, чтобы была хоть немного проезжей. Кто-то из друзей-знакомых помогает, но по большей части — делает всё в одиночку.

Не для себя. Для людей. И люди сюда приезжают. Отдыхают. Пользуются удобствами, которые для них соорудил Геннадий Козлов. И оставляют, уезжая, на берегу под деревьями бутылки, одноразовую посуду и прочий мусор. Казалось, всё равно назад через свалку возвращаться. Возьми, убери за собой, отвези. Но нет. Даже не думают. А КГБ приезжает, собирает в мешки, в кузов и повёз. Веры в человечество не теряет. Хоть и горько на душе, видно по нему.

— Я вот когда-то трибуны там, на пригорке хотел сделать, — делится своими планами Геннадий Борисович. — Сюда же на день железнодорожника, физкультурника раньше из Малошуйки большими компаниями люди приезжали отдыхать. Целые турниры волейбольные, футбольные устраивали. Но сейчас оставил идею. Сначала дорогу надо поправить. Просто так сюда не доберешься. Меня соседи иногда просят, ты, мол, на озеро поедешь, нас возьми.

Для поправки дороги нужны песок и щебень. Песку вокруг много. Только вот взять его нельзя. Только чтобы карьер открыть — два миллиона нужно. Где ж их взять?

Лето в этом году выдалось тёплое. На прошлой неделе Геннадий Борисович звонил. Спрашиваю, ездит ли купаться? Обязательно, отвечает. В Козловом озере температура воды 28 градусов. На черноморских курортах сейчас куда ниже.

Детский сад на песке над оврагом

Будучи в Малошуйке, не могли не заехать на стройплощадку детского сада. Об этом скандальном строительстве «Северные новости» тоже рассказывали в прошлом году.  Стараниями Онежской администрации проект детсада стал дороже на 53 миллиона рублей. Деньги эти зарыли, в буквальном смысле слова, в песок. Участок выделили посреди оврага. Вот его песком и засыпали, засыпали, засыпали… Как долго простоит построенное на песке здание, неизвестно. Из под песчаной подушки вода уже сочится, овраг всё же. А вода песок, как известно, размывает легко.

Хотя местные жители говорят, что свай сюда забили достаточно. Но так как 12-метровых не завезли, били по две одну над другой — 8 и 4-метровые. На площадке при нас работали механизмы и каменщики… четыре человека. Ни бригадира, ни прораба увидеть не удалось, в город, сказали, уехали. Но стены понемногу растут. Вряд ли, конечно, при таких темпах в этом году сдадут, но в следующем возможно детский сад в Малошуйке свои двери для малышей откроет.

Один из шести в мире

В пяти километрах от станции Малошуйка стоит старинное поморское село Малошуйка. Входит в него пять деревень. Мы заехали в одну — Абрамовскую, что всего в пяти километрах от моря. Геннадий Козлов повёз на местную достопримечательность посмотреть. «Тройник». На Севере таких храмовых комплексов, состоящих из двух церквей — летней и зимней — и колокольни, осталось всего шесть. Был седьмой, в Лядинах, да сгорел недавно. В Архангельской области — четыре. Один из сохранившихся — в Абрамовской.

Сама деревня спряталась в низине от жёстких северных ветров, а вот «тройник» стоит на самом высоком месте над рекой. Шатровая Никольская церковь (1638 г.), пятиглавый Сретенский храм (1873г.) и колокольня (1807 г.) хорошо видны с дороги, ведущей к селу.

Во второй половине 1980-х годов здесь работали бригады реставраторов. Через тридцать пять лет следы их трудов видны уже только кое-где. Свежий лемех постарел. Старый стал трухлявым. Более-менее ухоженный вид только у зимней Сретенской церкви, действующей. А вот на колокольню и Троицкую церковь без слёз не взглянешь. Зато золотые таблички прикручены — культурное наследие, охраняется государством. Ещё вот так лет десять поохраняет, родимое, и охранять уже будет нечего.

Лихачёв о Малошуйке знал

Пока делал фото, услышал внутри Никольской церкви как будто погромыхивание. Следом из приоткрытой двери вышел пожилой мужчина. Поздоровались, Предложил открыть действующий Сретенский храм, показать, рассказать…

Александру Никандровичу Кузнецову в следующем году семьдесят. Он историк и краевед, как сам отрекомендовался. Не преминул упомянуть о своём знакомстве с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. С гордостью, что выдающийся учёный, совесть русской культуры, на какой-то конференции, услышав, что Кузнецов из Малошуйки, воскликнул: «Как же, как же, у вас же в Абрамовской «тройник» уникальный!»

Если Геннадий Козлов сорок два года обустраивает пляж, то Александр Никандрович полжизни посвятил абрамовским храмам. Вот он подводит нас к иконе:

— Архангел Михаил, предводитель небесного воинства. Восстановил. В прошлом году нашел оклад под полом Никольской церкви. Я его почистил. Он весь был чёрный. Оклад — бронза посеребрённая. Хрупкая она, не то что латунь. Отвёз в Мурманск. Мне там к нему лик подобрали.

Когда-то на местном кладбище стояла часовня во имя Архангела Михаила, которую разрушили, а на месте кладбища машинный двор устроили. Всё у них прахом пошло. А оклад, возможно, из той часовни сохранился.

— А это, — указывает на лампаду, — купил в антикварном магазине. XVIII век. Тоже восстановил. А эту икону, — переходит к ещё одному образу, — отец подарил мой.

«Оптимизация» иконописца позапрошлого века

Меня же привлекает интересная икона, пережившая советские времена. На ней изображён мой покровитель Святой Равноапостольный Великий князь Владимир. Компанию ему составляют Святая мученица Улита и Святой мученик отрок Кирик.

Казалось бы, каким чудесным образом сошлись на одном образе раннехристианские мученики и креститель Руси? Ведь по церковной традиции вместе изображают святых, чьи жития неразрывно связаны, либо связь эта духовная. Изредка, по так называемому патрональному признаку, вместе писали святых покровителей семьи. Вроде, ничего не подходит. А по дате, оказывается. 28 июля. В этот день совершается память покровительнице женщин Улите и сыну её Кирику и Владимиру Красно Солнышко. Вот такая «оптимизация» доморощенного северного иконописца позапрошлого века.

В церковном иконостасе сохранилось две «родные» иконы. Остальные — стилизованные репродукции. В храме проходят службы, правда, не постоянно. Из Онеги приезжают и хор, и певчие.

Прямая речь

Александр Никандрович Кузнецов:

— Я так-то живу в Мурманске. Мои деды туда ещё в 1922 году переехали из Малошуйки. А я родился здесь, у русской печки. Не успели в больницу отвезти мать. Получается, что я коренной, абрамовский. От бабушки дом остался, и каждый год сюда приезжаю.

Царевна Морошка — наше всё

Если «зимний» храм уже особой тревоги не вызывает, то более древние строения — колокольня и Никольская церковь — требуют срочного вмешательства.

Вообще-то, в голове просто не укладывается: уникальный памятник, один из ШЕСТИ существующих, куда входит шедевр деревянного зодчества допетровской Руси, а на него, кроме нескольких энтузиастов, всем плевать. В гостинице, например, лежит буклетик «Онега туристическая», изданный Туристско-информационным центром Онежского района. Так вот, рассказа о малошуйском комплексе вы в нём не найдёте. Только на последней странице, в перечислении пяти поводов побывать в Онежском районе под номером четыре среди прочих одной строчкой упоминается «Малошуйка (д. Абрамовская). Ансамбль малошуйского погоста 17-19 вв.» И всё.

Зато целая страница посвящена Царевне Морошке.

Можем только предположить, но возможно, просто стыдно возить туристов по раздолбанной дороге мимо руин к неухоженным разрушающимся святыням и памятникам культуры. Хвастаться-то тут особо нечем.

***

На обратном пути из Абрамовской опять ехали мимо стройки детсада. 16.00. На стройплощадке ни души.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: