Мезенский конь с бурятским нравом

Екатерина КУРЗЕНЁВА
Символ знаменитой северной росписи оказался близок и понятен коренному населению Прибайкалья.
В традиционной русской и бурятской культурах не так много пересечений. Но есть и то, что их объединяет. Одним из таких неожиданных мостиков оказалась наша знаменитая мезенская роспись, близкая по духу жителям Усть-Ордынского бурятского округа.
Смешение культур
Столица округа – посёлок Усть-Ордынский в 70 км от Иркутска. Примечательна она тем, что здесь компактно проживают прибайкальские буряты. Мне побывать в поселке удалось благодаря этно-экспедиции на Фестиваль ремёсел Прибайкалья.
Знаменит посёлок изделиями из конского волоса, экзотическими онгонами (своеобразные «иконы» духов-предков), шаманами.
Поэтому удивительно было вдруг обнаружить на витрине местной библиотеки выставку деревянных досок с изображением таких родных красных коняшек, что живут на нашей мезенской росписи. Оказалось, мастера местные — воспитанники детской школы искусств.
Универсальные символы
Мезенскую роспись изучают и в других частях Иркутской области, куда в былое время переселялись выходцы из архангельских земель, приносившие свою культуру. Популярность северной росписи обеспечивают её простота и лаконичность, а также универсальные символы, понятные представителям разных национальностей.
Занимаются в школе ребята разных национальностей. Собственно, из-за смешения культур и сам посёлок Усть-Ордынский напоминает скорее традиционный сибирский, чем исконно бурятский. Интересно другое: универсальная северная роспись нашла отклик у маленьких бурят.
Ромбы, круги и завитки
Заведующая художественным отделением Усть-ордынской ДШИ Екатерина Асалханова рассказывает:
– К нам поступают учиться ребята с 10 лет. В программе предмета «Прикладная композиция», на художественном отделении они изучают мезенскую, городецкую и урало-сибирскую росписи.
Мезенская роспись достаточно графична и проста в исполнении. Дети учатся на ней отрабатывать навыки рисования. Она содержит много универсальных орнаментов (те же ромбы, круги, завитки и полоски встречаются в орнаментальном искусстве бурят) и как нельзя лучше ложится на картину восточного мировосприятия.
В обеих культурах конь – один из главных символов. У кочевых бурят он изображает духов. В обеих идёт перекличка цветов. Красный и чёрный у бурят символизируют жизнь и землю. Композиции лаконичны и содержат стилизованные изображения деревьев, неба, звезд и солярные знаки.
– Видимо, ребятам это генетически близко и понятно, они с удовольствием изучают мезенскую роспись, – признаётся Екатерина Владимировна.
Скакал 5 000 километров
Одно из заданий по итогам пройденного материала – придумать свою композицию на основе изученных элементов.
Так, например, на одной из досок — конь со вздыбленной летящей гривой, на другой –норовистый бегущий скакун. Это отличает его от спокойного северного собрата. Но как интересно, что встретились они за пять с лишним тысяч километров, на далёкой Прибайкальской земле.
Екатерина КУРЗЕНЁВА
Фото автора