«Неприличное», по умолчанию, у нас преподает улица – Северные Новости

16+

«Неприличное», по умолчанию, у нас преподает улица

«Неприличное», по умолчанию, у нас преподает улица

Мария Вершинина

Цифры

По состоянию на 30 апреля 2020 г. количество зарегистрированных случаев выявления ВИЧ-инфекции в России составило 1 452 942 человек. Таковы данные статистики Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.

По данным Росстата на 2018 год, число абортов в России — 35,7 на 100 родившихся детей. Среди них 240 у девушек до 14 лет включительно. В Архангельской области эта цифра ещё выше — 46,7 на 100 родившихся детей.

По данным Генпрокуратуры, за январь 2020 года зарегистрировано 296 случаев изнасилования. Неизвестно, сколько человек не обратились в полицию, учитывая стигму вокруг вопроса.

Как эти вещи связаны? Возможно, причина, по которой мы имеем такие цифры, в недостаточном сексуальном воспитании.Тема непростая, и для многих стыдная. Информацию можно найти в интернете, но можно ли ей доверять? Может быть, решение проблемы в полном отсутствии полового воспитания? Ведь у нас родители стесняются, школа не готова, у государства и так проблем невпроворот.

Более миллиона инфицированных

ВИЧ можно получить при единственном незащищенном половом контакте с инфицированным. Да, современная терапия помогает остановить распространение вируса в организме и поддерживает уязвимую иммунную систему. Но, заразившись, человек не сможет вылечиться полностью.

Лекарства закупаются на государственные деньги, пациенты должны получать их бесплатно. Но, по сведениям на январь 2019 года, 40% ВИЧ-инфицированных в России этого лечения не получают.

Неизвестно при этом, сколько людей вовсе не знают своего статуса. А ведь, если он положительный, они могут передавать вирус. Часть народонаселения вовсе не верит в существование ВИЧ и СПИД. Один из них, например, Артемий Лебедев, известный дизайнер и медиа-персона. По его мнению, ВИЧ – это «отмывкабабла».

Что мы имеем: отрицание, недостаточное финансирование на лечение, более миллиона инфицированных. Проблема глобальная. При этом такая простая мера, как использование презерватива, способна остановить вирус в 98 % случаев.

Удивительно, но об этом знают далеко не все. Следовательно, налицо недостаток образования.

Для некоторых людей контрацептивы – лишь средство от нежелательной беременности. Но существуют еще и инфекции, передающиеся половым путем, и среди них не только ВИЧ, а еще и разнообразные венерические заболевания, а также герпес, гепатиты и т.д. Многие ли знают, что заражение происходит при тесном соприкосновении с пораженных кожными покровами, а также через слизистые?

Уроки полового воспитания в Швеции появились в 1955 году

В последние годы секс-просвет становится все более популярной темой для обсуждения, в том числе и в интернете, где достоверной и проверенной информации гораздо меньше, чем всевозможных фейков и теорий. Тем более необходимо своевременное образование, включающее разные стороны вопроса.

На уроках биологии, предусмотренных учебной программой, максимум, который можно получить – информацию о размножении и формировании плода. Очевидно, что этого недостаточно, ведь секс – это не только про размножение, а размножение – это не только про сперматозоид и яйцеклетку. Здесь всё гораздо сложнее, начиная от принципа согласия, заканчивая готовностью к беременности и воспитанию ребёнка. Этой теме необходимо посвящать отдельные занятия со специалистами. И на помощь во многих странах приходит половое воспитание или сексуальное образование.

 

Эта практика включена в школьные программы разных государств. А первооткрывательницей стала Швеция, где уроки полового воспитания для школьников начались еще в 1955 году. В 1977 году появилось руководство для учителей, перед этим вопрос активно исследовали. Обязательные занятия проводятся уже в средней школе, начиная с 11-12 лет. На разных этапах поднимаются разные темы: анатомия и различия между мужчиной и женщиной, далее – личные отношения. Со старшеклассниками обсуждаются вопросы сексуальности, контрацепции и т.д. Ученики заполняют анкеты, в которых пишут вопросы по теме. Уроки разрабатываются индивидуально для каждого класса.

Подобные программы существуют в Нидерландах, Дании, Швейцарии, Франции, Германии, США. ООН занимается поддержкой распространения медицинской информации, в том числе и знаний о контрацепции, в странах Африки и Азии. Работа ведется волонтерами, правительства инициативу не поддерживают, являясь консерваторами и борцами за «семейные ценности».

В России ситуация неоднозначная. На уровне государства сексуального образования в школах нет. По мнению бывшего министра просвещения Ольги Васильевой, такими вопросами должны заниматься родители, а не учителя. Об этом она заявила в декабре 2019 года в эфире РБК. Вокруг секса и связанных с ним вопросов до сих пор много табу, и не все родители готовы откровенно говорить со своими детьми о том, как всё устроено.

Педология была признана лженаукой

В начале 20 века это понимали. После революции половому воспитанию уделялось большее внимание. В 20-30-х годах развитие получила наука педология, сконцентрированная на особенностях детского развития, сексуального в том числе.

Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

Но в 1936 году постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология была признана лженаукой, а о половом воспитании школьников забыли.

В 60-е годы в школьной программе появился курс «Основы советской семьи и семейного воспитания», больше посвященных вопросам крепких и здоровых отношений. Об интимной жизни говорили мало.

В 80-х годах то же самое происходило с курсами «Этика и психология семейной жизни», включающими в себя вопросы, касающиеся семейного бюджета и экономики, отношений между детьми и родителями, конфликтов в семье. Половому воспитанию уделялось мало внимания, но подобные темы всё же освещались приглашенными врачами. Приоритет в этих вопросах оставался у семьи. Соответствующие книги оказывались на видном месте в определенном возрасте, чтобы, при желании, ребёнок мог обратиться к ним.

Ведь родители в данных вопросах могут быть тоже недообразованы. Не все взрослые готовы уделить время тому, чтобы разобраться в вопросе и сказать ребенку что-то большее, чем «предохраняйтесь». Хотя и это уже немало.

И не только про пестики и тычинки

Но школа и вправду… не обязана. И вряд ли найдется целая армия специалистов в этой сфере, готовых работать с разными возрастными категориями. К тому же, им нужно платить. Ограничиваться только уроками биологии нельзя, ведь тут не только про пестики и тычинки объяснять надо. А, в первую очередь, про взаимоотношения между людьми. Некоторые вопросы могут быть не универсальны. И охватить тему полностью только на занятиях не получится. Идеальный вариант – комплексный подход.

Безусловно, предмет нужен. Источников информации много, и не все из них являются надежными и достоверными. Да и дело не только в информации. Главное в этом вопросе – возможность создать атмосферу для обсуждения. Секс – это часть жизни, такая же, как, например, кулинария или мода, это не табу. Школа, как считают некоторые – подходящее место. Иные уверены, что это совсем не та площадка. Тут подошла бы нейтральная территория, где на бесплатной основе специалисты занимались бы с детьми. Исключительно при желании родителей и детей.

Отец растерялся и отправил меня к сестре

Инна Варламова:

— Мне 21, я воспитывалась отцом и бабушкой, поэтому вариант «поговорить с родителями» для меня не существовал: бабушка вряд ли ответила бы, а говорить с отцом на эту тему довольно неловко. В качестве эксперимента подошла к отцу и спросила: если бы я задала тебе вопрос о сексе в 12 лет, что бы ты мне ответил? Он несколько растерялся и сказал, что отправил бы меня к старшей сестре.

Несколько минут расспросов и представления гипотетических ситуаций, что варианта с сестрой нет… И он всё же ответил, что рассказал бы мне о том, что нужно предохраняться, не заниматься сексом с кем попало и получать удовольствие, а не делать это лишь потому, что «надо». Возможно, проще говорить мне об этом сейчас, когда отец понимает, что и я сама всё это знаю. Но суть в том, что родители тоже стесняются. На них надеяться получается не всегда.

Ирина Блохина, 11 класс:

— Как таковых отдельных уроков полового воспитания у нас никогда и не было, во время изучения курса анатомии человека мы могли мельком затронуть тему ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), но лишь по личной инициативе преподавателя. Нам кратко объяснили, что у людей есть некоторые физиологические потребности, и что при отсутствии средств контрацепции могут передаваться ЗППП и наступать нежелательная беременность.

Школа, к сожалению, больше ничего ни моим одноклассникам, ни мне по теме полового воспитания не дала. Учителя и руководство школы почему-то стараются избегать таких тем, что приводит зачастую к необратимым последствиям. У меня есть такие знакомые и друзья со школы. Информацию я, в основном, узнавала от друзей, родственников или в интернете.

В нашей стране так исторически сложилось, что эта тема считается чем-то стыдным и неприличным. Хотелось бы, чтобы это поменялось. Мне кажется, что необходимо задействовать преподавателей биологии, врачей. Но основные знания подростки должны получать от родителей.

Анна Блохина, мама Ирины:

— Я считаю, что в школах необходимо сексуальное образование, минимум с 15 лет. В мои школьные годы был предмет «Этика и психология семейной жизни». В названии все отражено. Туда было включено и сексуальное образование. Это было больше 30 лет назад. К нам в школу приходил гинеколог и вел беседу о контрацепции. Смущались, конечно. Но предмет нужный: популярно объясняли, что, как и, главное, зачем.

У моей младшей дочери двое знакомых в 17 лет уже имеют детей. Думаю, это рано. Но дети взрослеют, от этого никуда не денешься.

Главная задача полового воспитания, конечно, на родителях. Я со своими детьми говорила на эту тему. Подходили чаще сами, спрашивали про начало моей половой жизни, про мое отношение к возрасту, когда стоит начинать. О контрацепции сама напоминаю периодически. Говорю и про этическую сторону: о том, что секс должен быть по согласию, не из любопытства, а по симпатии, о том, что нужно быть психологически готовым. В этом вопросе, по-моему, главное иметь доверительные отношения со своими детьми.

Варвара Шадрина, ведущий специалист группы сопровождения банковских операций:

— Я считаю, что сексуальное образование нужно. В этом случае будет меньше нежелательных беременностей и болезней, передающихся половым путём. Говорить об этом должны как родители, так и в школе. В рамках школы до подростка должны довести информацию с точки зрения физиологии, а родители уже рассказать про это с точки зрения отношений двух людей, которые планируют начать жить половой жизнью, рассказать про моральные/аморальные моменты.

И особое внимание необходимо уделять средствам контрацепции. Это должно звучать из каждого утюга.

Юрий Скородумов, журналист:

— Думаю, что в России нужно сексуальное образование. Причем, просвещаться нужно не только школьникам, на которых оно обычно нацелено, но и взрослым, которые иногда знают гораздо меньше нынешней молодежи. Те, кто не очень интересуется вопросом, не знают элементарных вещей.

Другое дело – как это образование устроить. Тут я, честно говоря, ничего предложить не могу, так как разбираться в сексуальной жизни начинают те, кому это действительно интересно. Школьникам это ещё хиханьки-хаханьки, взрослые уже смотрят на все «опытным» глазом и не хотят «переучиваться». Насильно это в любом случае не получится, а самостоятельно каждый может прийти к своему выводу. Этот вопрос надо переадресовать хорошим психологам-педагогам, сексологам.

Михаил Вершинин, пенсионер:

— Моё мнение — нужны факультативы. Допустим, занятие раз в месяц. Чтобы преподавали психологи, сексологи – специалисты в своей области, потому что это многогранная тема. Подходить нужно комплексно: разработать методичку, в разном возрасте говорить о разном. Напоминать подросткам о законодательстве, что именно с юридической точки зрения допустимо и не допустимо.

Родители обязательно должны говорить дома: девочки к мамам, мальчики к отцам или дядям, если нет родителя. В школе ведь не будут следить, а с родителями дети проводят большую часть жизни. Можно следить за тем, какие сайты ребенок посещает, чтобы он не наткнулся на информацию, наносящую вред или дезинформирующую.

Преподаватель Валентин Проскурин считает, что инициатива должна идти сверху.

— Вряд ли стоит ожидать требований о введении предмета, подобного «Этике и психологии семейной жизни», от детей и родителей. Если же к делу подойдут неравнодушные и профессиональные люди, то постепенно удастся снять завесу стыда, появится понимание, почему это необходимо.

Работа должна проводиться как с преподавателями, действующими и будущими, так и с родителями. Для первых может быть создана система подготовки или переподготовки, курсы повышения квалификации, например, для психологов, или дополнительное образование в университетах, для будущих педагогов, собирающихся работать в школах. При этом важно разработать комплексную программу с современными учебниками и сопроводительными материалами.

Представители родительской общественности могут участвовать в её разработке и согласовании. А затем родители сами станут одним из объектов программы. На родительских собраниях и лекториях им будут объяснять, как подходить к разговору с детьми о сексе без стеснения и лишних метафор.

Уже сейчас родители и сами школьники говорят о нехватке подобной инициативы.


Онлайн Опрос

Мы провели мини-опрос на тему сексуального образования. Участие приняли 31 человек.

  • У 61,3% опрошенных в школе не было занятий, касающихся сексуального образования.
  • 35,5% ответили, что было 1-2 занятия за все время обучения.
  • Один человек написал, что занятие было, но образованием это не назовешь.
  • Тем, у кого были занятия, в основном рассказывали о контрацепции и месячных. Некоторые узнали информацию про ЗППП, ВИЧ и о том, как проходит беременность.
  • 72,2% опрощенных считают, что о сексуальном образовании должны говорить как в школах, так и родители.
  •  22,6% отдали предпочтение в этом вопросе только школе.
  • Один из опрошенных отметил, что также важно говорить и о правовых аспектах.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: