Пандемия – явление социальное – Северные Новости

16+

Пандемия – явление социальное

«С миру про маски»

Известный тележурналист Дмитрий Губин сейчас живет в Аугсбурге. Он поделился с СН своими впечатлениями от того, как этот немецкий город справляется с новой реальностью, в которой мы все сейчас очутились. 

Бомбы ложатся неравномерно

В Аугсбурге никакого кошмара. Один человек накануне умер. Выявлено 19 новых инфицированных. Коронавирусность на уровне 57 человек на 100 тысяч жителей. А вот, скажем, в баварском районе Тиршенройт — 691 инфицированных на 100 тысяч. И 27 смертей при населении меньше нашего Аугсбурга в 4 раза. Бомбы падают неравномерно. Но падают.

Очередь на рынке в Аугсбурге на фоне читающего газету мужчины. Фото А.Калиниченко.

Свежие цифры института Роберта Коха ничего хорошего не говорят: пока идет рост. А слушать русских комментаторов — почему это в Германии смертность ниже, чем в целом по Европе? — мне остодоело. Вон, очередной: потому что в Германии делается 500000 тестов в неделю! Ну, ок. Через три с половиной года, значит, и меня протестируют. Только сейчас помирают те, кто заразился 16-17 дней назад, когда никаких таких широкоохватных тестов не было.

Цены на бензин упали. Воздух местами стал чище

Сегодня умерло в Германии еще 149 человек, а всего 732 (опять же даю данные с сайта Института Коха). Из хорошего: цены на бензин упали до 1,20 евро за литр (а раньше были где-то 1,35). В аптеках масок по-прежнему нет, но появился дезинфектор, содержащий бодрящие 74,4% этанола. Но, к сожалению, и 0,8% бутанола, так что с томатным соком не смешать.

У соседей в Штутгарте тоже приятные новости: воздух стал заметно чище (я смотрел график). В Аугсбурге чище не стал. В Аугсбурге и так, когда я вечерами в него возвращался из какого-нибудь Мюнхена, воздух был — хоть на бутерброд мажь. Аугсбург — кажется, самый зеленый город Германии. И уж Баварии точно.

Возможна анонимная слежка

Прочитал подробнейший комментарий, возможна ли слежка за смартфонами в Германии с целью предотвращения «итальянского сценария». Да, возможна, но только анонимно. То есть оператор будет сообщать данные о скоплении народа на какой-нить вечеринке, но не сможет сообщать, кто собрался. Это запрещает закон о защите частных данных.

В Германии, в принципе, нельзя даже снимок толпы выложить в сеть без письменного согласия каждого из толпы. Вот почему мне никто не звонит на немецкий номер, как постоянно звонят на русский с очередным: «Дмитрий Павлович! Я представитель компании Хрензнатчто, и у нас для вас очень интересное предложение…»

Вирус называется — SARS-CoV-2

В ганзейском Любеке (родине марципанов), похоже, расшифровали код ключевого фермента, энзима, отвечающего за размножение нашего с вами SARS-CoV-2 (замечу, что COVID-19 — это название болезни, а не вируса. Вирус называется именно SARS-CoV-2). Раз найден фермент, стимулирующий репликацию (замечу, что вирусы сами размножаться не умеют, для этого им нужно внедряться в клетку и использовать ее — она для них типа суррогатной матери), то можно создать и ингибитор, захватывающий и удерживающий этот фермент: репликация останавливается.

Но сейчас по всему миру бешено идут работы над созданием антивирусной вакцины. Однако должен предостеречь диванных вирусологов: мир до сих пор не создал ни вакцины против ВИЧ, ни даже против банального риновируса, вызывающего насморк…

Что делать с зимней резиной?

Жизнь в Германии в условиях Аусгангсшперре, ограничений на выход, довольно скучна. Патриархи не ездят на бронированных «мерседесах» с чудотворными иконами в сопровождении службы охраны конституционного строя (есть такой в Германии: жалкая пародия на миллионноглавое ФСБ). Меркель свою страну с телеэкрана не кидает, умывая руки в те дни, когда все их десять раз на дню моют. И даже новых анекдотов, как в России, нет — типа того, что заходит Путин в бар и говорит: «Угощаю всех за счет заведения!»

Новости такие: у меня в Аугсбурге еще 24 инфицированных. Всего, таким образом, их выявлено 225, но 63 отбоялись, поскольку, ура, выздоровели. Это не Тиршенройт, где при 70 тысячах населения, инфицирован почти 1%. А в реальности, вероятно, и все 10%. Это то, о чем говорили с самого начала Институт Коха и министр здравоохранения (а вслед за ним и Меркель): переболеют от 10 до 70% населения. Вопрос, в какие сроки?

Понемногу появляется все больше вопросов о жизни в карантине. Ну, например, а что делать с зимней резиной-то? Обычно немцы следуют правилу двух «О» «- «von Oktober bis Ostern», то есть с октября по Пасху, ездят на зимней резине, а с Пасхи по октябрь на летней. Ответ: ничего не делать. Не менять.

Выездов сейчас мало, дальних вообще нет: вон, в Германию не пустили, развернув обратно, уже 60000 человек из пограничных стран (они не смогли обосновать необходимость въезда). К тому же и авторемонтные мастерские в большинстве закрыты. И если у вас вилла на Северном море, а живете вы в Баварии, — ехать на виллу тоже нельзя, хотя прямо и не запрещено. Тут правовая и смысловая лакуна, которую заполняют местные власти. Например, в районе Остпригнитц-Руппин в Бранденбурге запретили вообще все поездки по личным причинам, даже в трейлерах, то есть домах на колесах, передвигаться нельзя.

Родитель — не учитель

Еще вопрос: нужно ли родителям с детьми самостоятельно изучать новый школьный материал? Официальное разъяснение Баварии (в Германии нет министерства образования, каждая земля сама определяет, сколько и чего следует изучать, — из-за этого случаются проблемы при переезде в другую землю: школьные программы не совпадают), — так вот, разъяснение таково: родитель не является учителем, поэтому изучать новое не надо. Повторять старое — да, это можно, это хорошо…

Или вот еще: мать троих детей работала несколько дней в неделю с неполным днем, получала по контракту 450 евро в месяц (так некоторые делают, потому что в этом случае, например, можно самой не платить за медстраховку, а перейти на семейную, супруга, и т.д.). Теперь ее фирма закрыта, а детей трое. Что делать? Ответ: если доход семьи недостаточен, можно подать на выплату дополнительных детских пособий, но не больше 185 евро в месяц на ребенка (существующее детское пособие примерно столько и составляет).

И еще: как быть с абонементом в спортзал или бассейн? Ответ: ответа нет, договаривайтесь с вашим залом самостоятельно (и мне, кстати, теперь это предстоит).

И вирус ВИЧ мутировал, и вирус Эбола

Зато в субботу 4 апреля, в 18.00 по Москве у меня первая лекция из карантина в ДК Льва Лурье: о тех войнах, которые ведут царства бактерий и царства вирусов (а иногда и царства грибов) с человеком.

Дело в том, что эпидемии и пандемии — явления не только биологические или медицинские, но и социальные. И, скажем, забросанный на Украине камнями автобус с инфицированными (или травля вернувшихся из Англии детей в Костроме) — это еще цветочки на фоне на фоне того, как почти в таких же обстоятельствах в конце 19 века в США местные жители убили полсотни ирландских лесорубов, считая, что они «заразу разносят». Пробитые черепа откопали только в 2008-м…

 

И вот об этом я и буду говорить. Именно о войнах, а не о том, будет ли коронавирус SARS-CoV-2 мутировать (спойлер: будет. В царстве вирусов не принято уделять большого внимания точности репликации, — отсюда и непрерывные мутации. И вирус ВИЧ мутировал, и вирус Эбола).

Хорошего, конечно, в нынешней пандемии нет ничего, но все-таки то, что меня можно будет слышать и видеть не только в Петербурге, а из любой точки Земшара — для меня благая весть. Как и то, что теперь хватает одного билета на семью.

Врач теперь курит, пьет и ругается матом

У меня в Германии, в Баварии, в Аугсбурге никаких особых новостей. Мэрия сообщила, что выявлено еще 15 носителей вируса, но их всю неделю обнаруживалось от 15 до 22 в день. Всего сейчас 172, а 29 излечилось. Выступил баварский министр-президент Зёдер, сказал, что сроки ограничений будут продлены (пока они до 19 апреля) до полной победы, но в масках в магазины ходить по австрийскому образцу не заставят.

В соседней земле Гессен на выходных покончил с собой 54-летний министр финансов Шефер: сначала прошла информация, что оставил, якобы, записку, что не в силах перенести надвигающегося кошмара, но потом эту тему как-то затерли. Кстати, нервные срывы такой силы не редкость. В Италии покончили с собой две медсестры (одна бросилась в реку после того, как узнала, что инфицирована сама): трудно переносить происходящее.

В Петербурге знакомый врач, трезвенник и моральная добродетель, теперь ругается матом, курит и пьет, флуоксетин в том числе. Говорит, что уходит на больничный: масок нет, защиты нет, давят и больные, и начальники, — и сил у него тоже больше нет.

Вчера в ночи, дабы поддержать местного производителя пиццы (итальянская пиццерия с итальянским же персоналом и дровяной печью — такая же часть баварского пейзажа, как биргартен), заказал на дом пиццу и бутылку вина. Курьер пришел без перчаток, без маски, а мне сразу в голову не пришло попросить заказ оставить hinter der Tür, за дверью. Стандарта — как доставлять, как принимать заказ — мы за две недели карантина пока еще не наработали: тем, кто в РФ, это наука. Перед тем, как откупорить, вымыл бутылку горячей водой с мылом. Пиццу, поразмыслив, все же не стал.

 

Адель Калиниченко, журналист, Аугсбург, Германия:

Это так называемый, крестьянский базар. Испокон века немецкие крестьяне привозят в города свою продукцию: овощи, фрукты, ягоды, грибы, яйца, сыр, колбасу мясо, мед, рассаду цветов и растений. В эти дни базары особенно популярны. Наверно, потому, что на свежем воздухе вероятность заразиться гораздо меньше, нежели в помещении магазина.

 

Примечательно здесь вот что: по снимкам можно предположить, что народу — очень мало. Однако на самом деле здесь очень даже многолюдно. Просто немцы — народ, как известно, предельно дисциплинированный. И если было сказано, что расстояние между людьми в очереди должно быть не меньше полутора-двух метров, все до одного покупатели эту дистанцию выдерживают. Поэтому «очередь» растянулась метров на двести. Люди, которые стоят на фоне читающего газету мужчины (фото вверху — прим.ред), как раз и есть та самая «очередь».

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: