Проектировали бионические руки на занятиях по биоэлектронным интерфейсам
Каждый год в университетах появляются всё новые и новые специальности. Чтобы, к примеру, учить конфликтологов, космических психологов, 3D-дизайнеров и 3D-конструкторов, робототехников, биоинженеров. САФУ тоже старается не отставать.
С необычными специальностями здесь тоже полный порядок. В сфере применения некоторых профессий сходу разберется не каждый. Только вот, есть ли перспективы работы по этим направлениям в Архангельске? Это мы и решили выяснить. Попросили студентов, обучающихся необычным премудростям, рассказать нам о своих ожиданиях и перспективах.
Планирую работать в Корее
На сайте САФУ написано, что «нанотехнологии и микросистемная техника» — это новое направление подготовки. Здесь учат специалистов, которые будут конструировать приборы сверхмалого или наноразмера. Они нужны в разных областях: в машиностроении и экологии до медицины, телевидения, охраны природы.
Студент 2 курса Виталий Ким поделился с нами впечатлениями от обучения на «нанотехнолога»:
— Поступал на направление «медицинская биофизика», но там был большой набор. Перевели на «нанотехнологии и микросистемную технику». У меня средне-специальное образование медицинское. Поэтому было трудно учиться на 1 курсе, ведь моё новое направление тесно связано с физикой.
Бывает очень интересно. Вот проектировали как-то бионические руки на занятиях по биоэлектронным интерфейсам. Сейчас век новых технологий, и думаю, что в инженерии будущего все, что мы проходим, будет востребовано. Но до сих пор не очень понятно с чем должна быть связана моя работа по специальности. Да и преподаватели толком не знают.
Профессия только зарождается, особенно в САФУ. Недостаточно приборов и знаний для создания нанопрототипов. И, если честно, интереса продолжить учиться по своему направлению в магистратуре до сих пор не возникало. В дальнейшем хочу заниматься бизнесом. Возможно и получится внедрить какие-нибудь нано приборы. Планирую работать в Корее, там это развито.
Но до сих пор не очень понятно с чем должна быть связана моя работа по специальности. Да и преподаватели толком не знают.
Умирающая из-за дороговизны
Студенты профиля «художественная обработка материалов» изучают 3D моделирование в дизайне, эргономику и антропометрию, web-дизайн и анимацию. В списке предметов — технологии использования световых инсталляций, основы художественного творчества и современного производства.
Лиана Оганесян, студентка 4 курса о своей профессии рассказывает так:
— На художественную обработку материалов я пошла потому что мне всегда нравилось рисовать. При поступлении в САФУ еще рассматривала архитектурное направление, но я больше хотела на художественную обработку. Ожидала, что будем рисовать и постигать художественные основы. Но мы постоянно занимались математикой.
Уже потом узнали, что в дипломе будет стоять специальность «инженер-технолог», а не художник. Из-за этого многие ушли. Но я рада, что выбрала это направление, я получила всё, что хотела. На 2 курсе начался рисунок, и мы погрузились в художественный процесс. Была и резьба по кости, и роспись по дереву, и живопись.
Преподаватели говорили, что тех знаний, которые мы тут получаем за четыре года, абсолютно недостаточно, чтобы сразу пойти работать и советовали идти в магистратуру. Но в САФУ магистратуры по этому направлению нет. А за время обучения я увлеклась керамикой, это было связано с темой моей курсовой. И решила в будущем заниматься этим.
К сожалению, это умирающая специальность в университете.
Преподаватели говорят, что мы очень дорого обходимся университету: нам всё время нужны какие-то материалы, краски, лаки, а это недешево.
Поступала с «завязанными глазами»
Биотехнологов ждут производства, связанные с использованием микроорганизмов, биосистем и ферментов. Спектр широчайший: от целлюлозно-бумажных и очистных предприятий до линий, создающих растительно-углеводные корма, пищевой и топливный этанол, хлеб, дрожжи и др.
Сегодня целые отрасли используют специалистов биотехнологов: пищевая, сельскохозяйственная, медицинская, энергетическая, экологическая, биоэлектроника.
Татьяна Ловдина, биотехнолог со второго курса о выбранной профессии:
— Окончив класс с химико-биологическим направлением, видела лишь один путь — СГМУ. Идея быть врачом и приносить пользу людям зрела в моей голове ещё с детства. Но перспектива потратить половину своей жизни на учебу очень пугала. САФУ был запасным, но, как оказалось, самым надежным и выигрышным вариантом. К промышленным биотехнологиям меня подтолкнули родители.
Информации об этом направлении было не то что мало, ее вообще не было. На вопросы: «Кем я буду через четыре года? Куда я смогу пойти работать? Будет ли это перспективно? Что вообще делают на этих биотехнологиях?» в приемной комиссии мне не смогли ответить. Поэтому… поступала я с «завязанными глазами».
Информации об этом направлении было не то что мало, ее вообще не было.
На самом деле, весь первый курс мы не понимали, на кого учимся. Биотехнолог — сравнительно молодая специальность и, как оказалось, требует достаточно большого спектра научных и технических знаний. Второй год мы изучаем физику, механику, электротехнику, физическую, аналитическую и органическую химии, инженерную графику и математическую статистику, а о родной биологии только мечтаем.
Но, на самом деле, учиться очень интересно. Знания предметов с первого курса очень сильно помогают на втором. Мы уже не бестолково ходим на практические, а понимаем происходящие процессы и механизмы. Вместе с тем приходит и осознание будущей профессии.
Несколько дней назад нашей группе рассказали о возможных местах прохождения летней практикив Архангельске: АЦБК, молокозавод, водорослевый завод, пивзавод «Боброфф», «Алвиз», лабораторию Ветеринарной станции. Но нас, как будущих биотехнологов, ждут и за пределами области на целлюлозно-бумажных, очистных комбинатах и других предприятиях, например, в Сыктывкаре, Санкт-Петербурге.
Работать по специальности собираюсь. После окончания обучения мы сможем устроиться в химические, биохимические, фармацевтические лаборатории, организации, занимающихся санитарной и экологической безопасностью. Биотехнолог может выбрать работу в наиболее привлекательной ему отрасли.
Людмила Печугина