Архангельск спасли художники – Северные Новости

Архангельск спасли художники

Архангельск спасли художники

Воскресный день неожиданно вывел к музею ИЗО. Вгляделись в афиши. Одна заинтересовала особенно. Выставка — «Архангельску посвящается». Решили посмотреть. И сразу настроились на нечто из ряда вон. Ведь музей этот удивлять умеет. Старая гвардия планку опускать не дает. И не ошиблись.

Затопленная Соломбала выглядит буднично

Архангельск прошлого века захватил и отвлек от зыбкого настоящего. Я просто юркнула в детство. До ощущения сбитых в кровь коленок. До восторга от кипящей от повседневных забот прародительницы Двины. Когда мы неслись по плотам, рискуя провалиться, чтобы усесться на дальнем крае, опустить ноги в воду и наслаждаться панорамой.

И те уютные улочки родины заставили еще больше возненавидеть безвкусные «картонные» кубики нынешних торговых центров. Это был до слёз мой город, та моя непреходящая любовь, которую убили чиновники и архитекторы. А художники спасли.

И в том спасенном для меня городе у АЛТИ (САФУ) бьет фонтан, шумит книжный базар 1956 года, победно алеет первое в моей жизни 9 мая. Даже затопленная Соломбала выглядит совсем не катастрофично, а, наоборот, делово и буднично. Катерки несут местных по их обычным делам.

 

На своем месте, в отличном состоянии приснопамятный пивзавод, ныне разрушенный. И еще только строятся железнодорожный мост, высотка. А трамвай бежит к деревянному мостику. Давно несуществующий к давно не существующему…. И старая набережная настолько уютна в своем осеннем листопаде, что ностальгия рвет изнутри.

А аккуратные поленницы, которых теперь и не встретишь, вдруг будят в мозгу почти погибшее ощущение уверенности в завтрашнем дне. Для поколения многоэтажек – атавизм. Для тех, кто вырос с печками все ясно, есть дрова – не замерзнешь. И деревянные аккуратные мосточки крепки и надежны, не то, что произведения сегодняшних криворуких тротуарных «мастеров».

Парижский флёр скрыл все эсэсэсэровское

Мосты в работах художников прошлого века идут рефреном. Понятно, что для портового города, раскинувшегося по берегам да островам, – тема актуальная. Особенно много писали железнодорожный. Потому как важен он был очень, решил огромную проблему. В 1965-м, наконец-то, поезда стали доходить до, собственно, Архангельска. В отсутствии моста, останавливались в Исакогорке. И народу, с детьми на руках и вещами в охапке, приходилось тащиться на переправу. Ну и грузы надо было переправлять, что для экономики города – нож острый.

Кузнечевский важен был не меньше. Соединил с центром Соломбалу, Маймаксу и Сульфат. Но, кроме того, мост вышел изящным, легким и красивым. Прототипом стал столичный Крымский мост. Художники, как и фотографы кузнечевское чудо полюбили. Его пишут и снимают всегда. И на выставке он не в единственном экземпляре.

Но меня захватил Кузнечевский мост, что на офорте Семена Григорьева «Дождливый день». 1963 год, а мост вышел у художника каким-то совсем не советским. Парижский флёр скрыл все СССР-овское, и берега не видны. Мост словно завис вне времени и места, в какой-то романтической вечности.

Разглядывая прошлое, подсчитываешь потери

Северная Двина на холстах и бумаге не просто несет воды и украшает панораму, она – в заботах. Русло нашпиговано торговыми судами, меж них снуют катера. Буксиры тащат плоты. Ночной разведённый железнодорожный мост пропускает караваны. И на этот, в сущности, индустриальный пейзаж почему-то очень приятно смотреть. Видимо, тоже жизнеутверждающая нотка. Все работает и порт, и заводы. Значит, город живет, и люди не голодают.

И так от картины к картине… аллейки, памятники, мостики, корабли, полоскалки, крыши, исчезнувшие архитектурные шедевры, — можно ходить и ходить по кругу, разглядывая прошлое, подсчитывая потери. Хотя, это лишь мой взгляд на выставку «Архангельску посвящается». И у каждого будет свой. Возможно — противоположный. Но посмотреть на работы стоит, мощные эмоции гарантируются.

Поклон за это тем, кто сохранил для нас ушедший Архангельск, художникам: Валерию и Нелли Таргонским, Василию Вежливцеву, Борису Лукошкову, Дмитрию Ширяеву, Михаилу Баранчееву, Семену Григорьеву, Владимиру Трещеву, Николаю Наговицыну, Борису Копылову, Ивану Архипову, Евгению Хвиюзову, Дмитрию Свешникову, Герману Кононову.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: